|
Анархические
доктрины Бакунина и Кропоткина.
Дальнейшее развитие теории анархизма связано с работами главного
противника Маркса внутри Интернационала, М. А. Бакунина, испытавшего
влияние Прудона и развившего идеологию анархо-коллективизма.
БАКУНИН
Михаил Александрович [18 (30) мая 1814, с. Прямухино Новоторжского
уезда Тверской губ. — 19 июня (1 июля) 1876, Берн, Швейцария],
российский революционер, публицист, один из основоположников
анархизма, идеолог народничества.
Жизнь
и борьба
Родился
в старинной дворянской семье. С 1829 учился в Петербургском
артиллерийском училище, но в 1834 был отчислен за дерзость начальнику
училища. Затем служил в артиллерийских частях. В 1835 самовольно
оставил службу, едва не подвергся аресту за дезертирство. С
1835 стал участником кружка Н. В. Станкевича, познакомился с
В. Г. Белинским и А. И. Герценом. Под влиянием Станкевича заинтересовался
Кантом и Фихте, а также философией Гегеля. В 1840 уехал в Германию,
слушал лекции Ф. Шеллинга в Берлинском университете. Здесь он
познакомился с левыми младогегельянцами (А. Руге и др.). В 1842
в журнале А. Руге «Немецкий ежегодник по вопросам науки и искусства»
опубликовал статью «Реакция в Германии», в которой признал необходимость
«полного уничтожения существующего политического и социального
строя» и утверждал, что «страсть к разрушению есть вместе с
тем и творческая страсть». В Цюрихе он познакомился с утопическим
социалистом В. Вейтлингом и его теорией уравнительного коммунизма.
В феврале 1844 русское правительство потребовало, чтобы Бакунин
вернулся в Россию. Из-за отказа выполнить это требование он
был лишен дворянства, всех прав состояния и заочно приговорен
к ссылке в Сибирь. Живя в Париже, Бакунин сблизился с П. Ж.
Прудоном, познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом, занимался
переводом на русский язык «Манифеста Коммунистической партии».
С середины 1840-х гг. Бакунин отстаивал идею создания федерации
славянских народов, участвовал в деятельности освободительных
славянских организаций. В 1848 написал манифест «Воззвание русского
патриота к славянским народам», в котором призывал к свержению
империи Габсбургов и к созданию в Центральной Европе свободной
федерации славянских народов. В 1848-49 был одним из руководителей
восстаний в Праге и Дрездене. После разгрома Дрезденского восстания
(1849) арестован и как один из вождей бунтовщиков приговорен
саксонским судом к смертной казни, замененной пожизненным заключением.
В 1850 передан австрийским властям, заключен в крепость. В 1851
выдан царскому правительству и доставлен в Петербург, где был
заключен в Петропавловскую крепость. По требованию Николая I
Бакунин написал «Исповедь» (опубл.1921). По форме она носила
характер покаяния, однако, по мнению председателя Государственного
совета А. И. Чернышева, не имела «ни тени серьезного возврата
к принципам верноподданного». Бакунин шесть лет провел в Шлиссельбургской
крепости. По распоряжению императора Александра II сослан в
Восточную Сибирь, жил в Томске и Иркутске. В 1861 получил разрешение
(в связи с торговыми делами) на поездку вниз по Амуру. Добравшись
до морского побережья, Бакунин пересел на американское судно,
направляющееся в Японию, затем через США прибыл в Англию. В
Лондоне сотрудничал в «Колоколе» Герцена, с котором вскоре разошелся
(Герцен осуждал политический авантюризм Бакунина). Участвовал
в Польском восстании (в начале 1863). В 1864 обосновался в Италии,
где создал первую анархистскую организацию «Интернациональное
братство». В последующие годы Бакунин неустанно создавал сеть
тайных революционных обществ в Европе, участвовал в Лионском
восстании (1870), возглавлял выступление анархистов в Болонье
(1874) и т.п. В 1869 сошелся с С. Г. Нечаевым, принимал участие
в его конспиративной деятельности, издавал вместе с ним журнал
«Народная расправа».
Однако
после разоблачения Г. А. Лопатиным Нечаева разошелся с последним.
Несмотря на болезнь и тяжелое финансовое положение, Бакунин
до самого конца жизни сохранял стойкость революционных убеждений,
писал воззвания и прокламации, планировал новые революционные
акции.
Разрыв
с Марксом. Анархическая доктрина
В
1868 в Женеве Бакунин вступил в I Интернационал (Международное
товарищество рабочих). Вместе с тем он организовывал международное
анархическое движение, активно вербовал своих сторонников в
созданную им тайную организацию «Международный альянс социалистической
демократии», которая, по его замыслу, должна была играть роль
революционного авангарда внутри Интернационала. В результате
вспыхнул конфликт между Марксом и Бакуниным. Его причины коренились
как в личной антипатии двух этих вождей, так и в теоретических
расхождениях. В 1872 на Гаагском конгрессе в результате интриги,
затеянной Марксом, Бакунин был исключен из Интернационала. I
Интернационал распался. Генеральный совет переехал в Нью-Йорк,
интернационал анархистов (сторонников Бакунина) действовал в
Европе до 1877.
Анархистская
доктрина Бакунина окончательно оформилась как антитеза марксизму
в книгах «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1867), «Кнуто-германская
империя и социальная революция»(1871) и «Государственность и
анархия» (1873). Бакунин отвергал необходимость политической
власти, централизации и подчинения авторитету, протестовал против
любой формы использования государственной власти революционерами.
Отрицая доктрину Маркса о диктатуре пролетариата и организующей
роли пролетарской партии, Бакунин противопоставил ей идею стихийного
бунта, носителем которого он считал русское крестьянство. Задачу
революционной организации он видел в установлении «живой бунтовской
связи между разъединенными общинами». Свою программу Бакунин
сформулировал применительно к России. Он считал русскую крестьянскую
общину готовой основой будущего социалистического общества,
а русского крестьянина «прирожденным социалистом». Под влиянием
идей Бакунина сформировалось «бунтарское» направление революционного
народничества, которое проявилось в середине 1870-х гг. в массовом
«хождении в народ» революционной интеллигенции с целью пропаганды
социализма и призыва к немедленному восстанию. Идеи Бакунина
и его анархистская тактика были усвоены многими революционными
кружками и организациями («долгушинцами», «чайковцами», «Землей
и волей», «Народной волей» и др.).
Бакунин
был убежден, что «наука, самая рациональная и глубокая, не может
угадать формы будущей общественной жизни», а потому попытки
теоретизирования считал вредными, отвлекающими силы от подготовки
бунта, сметающего старый строй, после которого новое общество
сложится само собой, в соответствии с идеалами, живущими в народе.
Поэтому основные усилия Бакунина и его сторонников были направлены
на организацию революционного переворота, а не разработку детальной
концепции будущего общества.
Личность
и слава Бакунина привлекали к нему широкий и разнообразный круг
последователей. Особое влияние его идеи оказали на формирование
анархизма в Италии, Испании и России.
Бакунин
разделял федерализм Прудона и убеждение в необходимости непосредственных
действий рабочего класса, однако он полагал, что система отношений
собственности, предлагаемая Прудоном, нереалистична. Средства
производства, согласно Бакунину, должны находиться в общественной
собственности, причем каждый рабочий должен получать плату только
за реально проделанную работу. Второе важнейшее отличие Бакунина
от Прудона состояло в отношении к революционным методам. Прудон
был убежден, что организации мютюэлистов возможно создавать
внутри существующего общественного строя, что постепенно приведет
к его трансформации без насильственной революции. Бакунин, выдвигая
знаменитый тезис, гласящий, что «страсть к разрушению есть вместе
с тем и творческая страсть», отрицал возможность мирного пути
развития общества, полагая, что насильственная революция, разрушающая
все существующие институты, есть необходимая прелюдия к строительству
свободного общества. Несмотря на то, что принципы индивидуализма
и ненасилия (как основные в доктрине Прудона) продолжали развиваться
периферийными течениями анархизма, бакунинские взгляды о необходимости
коллективной собственности и насильственной революции доминировали
в анархистском движении со времени I Интернационала до окончательного
крушения анархизма как массового движения во время гражданской
войны в Испании в 1939.
ИЗ
КНИГИ М. А. БАКУНИНА «ГOCУДAРСТВЕННОСТЬ И АНАРХИЯ»
...
В русском народе существуют в самых широких размерах те два
первых элемента, на которые мы можем указать как на необходимые
условия социальной революции. <...>
Что
же служит ему препятствием к совершенно победоносной революции?
Недостаток ли в общем народном идеале, который был бы способен
осмыслить народную революцию, дать ей определенную цель и без
которого... невозможно одновременное и всеобщее восстание целого
народа, а следовательно, невозможен и самый успех революции...
Существует
ли такой идеал в представлении народа русского? Нет сомнения,
что существует, и нет даже необходимости слишком далеко углубляться
в историческое сознание нашего народа, чтобы определить его
главные черты.
Первая
и главная черта — это всенародное убеждение, что земля принадлежит
народу, орошающему ее своим потом и оплодотворяющему ее собственноручным
трудом. Вторая, столь же крупная черта, что право на пользование
ею принадлежит не лицу, а целой общине, миру, разделяющему ее
временно между лицами; третья черта, одинаковой важности с двумя
предыдущими, — это квазиабсолютная автономия, общинное самоуправление
и вследствие того решительно враждебное отношение общины к государству...
...
Народ наш глубоко и страстно ненавидит государство, ненавидит
всех представителей его, в каком бы виде они перед ним ни являлись...
В
таком положении что может делать наш умственный пролетариат,
русская честная, искренняя, до конца преданная социально-революционная
молодежь? Она должна идти в народ... Но как и зачем идти в народ?
В
настоящее время у нас, после несчастного исхода нечаевского
предприятия, мнения на этот счет, кажется, чрезвычайно разделились;
но из общей неурядицы мыслей выделяются уже теперь два главные
и противоположные направления. Одно — более миролюбивое и подготовительного
свойства; другое -бунтовское и стремящееся прямо к организации
народной борьбы.
Поборники
первого направления в настоящую возможность этой революции не
верят. Но так как они не хотят и не могут оставаться покойными
зрителями народных бед, то они решаются идти в народ для того,
чтобы братски разделить с ним эти беды, а вместе с тем и для
того, чтобы его научить, подготовить, не теоретически, а на
практике, своим живым примером...
Другой
путь — боевой, бунтовской. В него мы верим и только от него
ждем спасения.
Народ
наш явным образом нуждается в помощи. Он находится в таком отчаянном
положении, что ничего не стоит поднять любую деревню. Но хотя
и всякий бунт, как бы неудачен он ни был, всегда полезен, однако
частных вспышек — недостаточно. Надо поднять вдруг всю деревню.
Что это возможно, доказывают нам громадные движения народные
под предводительством Стеньки Разина и Пугачева...
Петр
Кропоткин
Преемником Бакунина в роли ведущего идеолога анархизма стал
русский революционер П. А. Кропоткин, который сосредоточился
на теоретической разработке идеала будущего анархического общества,
обобщенного им в книгах «Хлеб и воля» (1892) и «Поля, фабрики
и мастерские» (1899). Кропоткин пошел дальше коллективизма Бакунина
и разработал идеологию анархо-коммунизма. Новый общественный
строй мыслился им как вольный союз самоуправляющихся общин,
где господствует обязательный для всех труд и полное обобществление
не только средств производства, но и предметов потребления.
Предусматривалась ликвидация «аристократии умственного труда»
как одной из форм неравенства и упразднение «университетов и
академий..., если ими не пользуется каждый без исключения член
общества». В 1870-х гг. Кропоткин испытал значительное влияние
французского географа и теоретика анархизма Элизе Реклю, ученика
французского социалиста-утописта Ш. Фурье. Идеал Кропоткина
имеет некоторое сходство с «казарменным» социализмом, благодаря
строгой регламентации внутренней жизни общины. Стремясь обосновать
возможность анархического общества, Кропоткин приступил к разработке
этики анархизм, основанной на достижениях «позитивной науки»
(«Современная наука и анархизм», 1901). Он утверждал, что конкурентной
борьбе за существование и в природе, и в обществе противостоит
принцип «взаимной помощи», главный фактор человеческой эволюции
и этического прогресса («Взаимная помощь как фактор эволюции»,
1890). Уничтожение государства, сковывающего действие этого
фактора, будет означать переход к естественному анархическому
состоянию. Принципы морали Кропоткин выводил из биологических
оснований, полагая, что понятие зла имеет источником естественный
отбор, а представление о добре — взаимную помощь внутри видов
(«Этика», 1922).
|
|