::[МАО]:: Молодёжная Анархистская Организация  ::[МАО]::
 ::[МАО]:: Молодёжная Анархистская Организация  ::[МАО]::
Что такое анархия?
Сведения об организации
МАО: цели и методы
как вступить в ряды МАО
Гостевая книга
 

Различные формы анархизма.


Движение анархизма не выработало универсальной тактики и форм организации массового движения. В различных странах складывались собственные варианты тактики анархизма. В 1876 итальянский анархист Э. Малатеста выдвинул концепцию «пропаганды действием», признавая, что «бунтарские действия, направленные на утверждение социалистических принципов, являются наиболее эффективным средством пропаганды». Однако после провала нескольких крестьянских восстаний движение приняло форму индивидуальных террористических актов против высокопоставленных лиц, ставя своей целью продемонстрировать уязвимость государственных структур и подтолкнуть массовое восстание личным самопожертвованием. Жертвами анархистского террора стали президент Франции С. Карно (1894), императрица Елизавета Австрийская (1898), король Италии Умберто I (1900), президент США У. Мак-Кинли (1901) и др. Террористические действия анархистов не получили массовой поддержки, и после 1901 политический террор применялся ими только в России и Испании, где были особенно остры политические и социальные конфликты. В России к тому же, доля идейных анархистов среди террористов была незначительна (см. Терроризм в России).
В 1890-х гг. анархизм, преимущественно в его индивидуалистическом варианте, был воспринят многими представителями культурного авангарда, среди них были К. Писсаро, Ж. Сера, П. Синьяк. Значительное влияние идей Кропоткина прослеживается в творчестве О. Уайльда, прямо объявившего себя анархистом в книге «Душа человека при социализме». Однако уже к сер. 1890-х гг. многими анархистами было замечено, что проповедь индивидуализма приводит к отчуждению анархистов от рабочих масс, которые предполагалось освобождать. Индивидуалистические мотивы были сильны даже у последователей коллективистских доктрин анархизма, что на практике выражалось в нежелании анархистов создать крупные устойчивые организации, которые, на их взгляд, угрожали свободе действий и могли кристаллизоваться в постоянные институты с принудительными функциями. По этой причине, несмотря на собиравшиеся международные конгрессы (наиболее представительные состоялись в Лондоне в 1881 и в Амстердаме в 1907), никакой эффективной международной организации не было создано. Движения анархистов в отдельных странах развивались вполне независимо, а их идеологическая солидарность поддерживалась только личными связями лидеров. Общенациональные федерации были слабы даже в странах с большим числом последователей анархизма, таких как Франция и Италия. Типичной же формой анархистской организации оставались немногочисленные группы, кружки, занятые главным образом пропагандой, устройством школ и коммун и строившие жизнь своих членов на принципах анархизма.
Во Франции наибольшее влияние получили идеи анархо-синдикализма, восходящие к Прудону. Их сторонники считали профсоюзы (франц. — синдикаты) высшей формой организации рабочих и основным рычагом их социального освобождения, требовали полного перехода средств производства в собственность синдикатов. Местные объединения синдикатов «биржи труда», первоначально созданные для поиска рабочих мест своим членам, в 1892 объединились в национальную конфедерацию; с 1895 лидирующее положение в ней заняли анархисты Ф. Пелотье, П. Дельсаль и др. Анархо-синдикалисты полагали, что синдикаты сыграют двойную роль — орудия борьбы с существующим строем и зачатками его административного устройства в будущем. Главным средством борьбы становились акции «прямого действия» — бойкот, саботаж, стачка. Предполагалось, что рабочие, получившие опыт в ходе «подготовительных стачек» (локальных или отраслевых), поднимутся на «всеобщую стачку», полностью разрушающую капиталистический строй и призванную сыграть роль социальной революции. Активность анархистов позволила им овладеть руководством в крупнейшем французском профсоюзном объединении «Всеобщей конфедерации труда», основанной в 1902, и удерживать контроль над ней до 1908, а позднее сохранить там значительное влияние.
Синдикализм оказался привлекательным для некоторых интеллектуалов. Наиболее заметным литературным произведением этого направления была книга Ж. Сореля «Размышления о насилии» (1908). Однако многие блюстители чистоты доктрины анархизма были смущены монолитностью организации синдикатов, которые, как они полагали, могут образовать мощные структуры интересов в послереволюционном обществе. Дебаты, развернувшиеся по этому вопросу на конгрессе в Амстердаме (1907) между молодым синдикалистом П. Монатте и анархистом Э. Малатеста, заложили основание двух течений, существующих до настоящего времени. Синдикализм, по крайней мере на время, трансформировал анархизм из маргинального интеллектуального течения в движение с солидной массовой опорой, хотя большинство его участников были скорее случайными попутчиками, чем убежденными анархистами. В 1922 синдикалисты создали свой интернационал — Международную ассоциацию трудящихся. Вошедшие в это объединение анархистские синдикаты объединяли в Италии около 500 тыс. членов, Аргентине — 200 тыс. членов, Португалии — 150 тыс. членов, в Германии — 120 тыс. членов.

 

 

Что такое анархия? :: Сведения об организации :: МАО: цели и методы

Как вступить в ряды МАО? :: Гостевая книга

 ::[МАО]:: Молодёжная Анархистская Организация  ::[МАО]::
Яндекс цитирования
CopyRight © 2003 | Jonny Design | Design and programming by Jonny
Hosted by uCoz