::[МАО]:: Молодёжная Анархистская Организация  ::[МАО]::
 ::[МАО]:: Молодёжная Анархистская Организация  ::[МАО]::
Что такое анархия?
Сведения об организации
МАО: цели и методы
как вступить в ряды МАО
Гостевая книга
  История анархизма

АНАРХИЗМ (от греч. anarchia — безначалие, безвластие) - мелкобуржуазное общественно-политические и социально-экономические учения, враждебно относящиеся ко всякой власти и государству, противопоставляющие интересы мелкой частной собственности и мелкое крестьянство прогрессу общество, основанному на крупном производстве. Философской основой анархизма являются индивидуализм, субъективизм, волюнтаризм. Возникновение Анархизма связано с именами Штирнера (Шмидта), Прудона, Бакунина и Кропоткина. Анархисты требуют немедленного уничтожения государства, не признают возможности его использования для подготовки к революции. Анархистское учение отрицает необходимость государственной власти и политической организации общества, а также общественные движения, провозглашающие своей целью освобождение человека от всех видов политического, экономического и духовного принуждения. Анархизм во всех вариантах обязательно включает: 1) полное отрицание существующего общественного строя, основанного на политической власти; 2) представление об идеальном общественном устройстве, исключающем принуждение; 3) определенный (преимущественно революционный) способ перехода от первого состояния ко второму.


Идейная традиция отрицания политической власти восходит к античности. Элементы анархизма обнаруживаются уже у стоиков и киников, а позднее в учениях средневековой секты катаров и некоторых течений анабаптистов в период Реформации. Однако для всех этих учений отрицание политической власти — лишь один из аспектов достижения человечеством духовного совершенства и часть пути к личному спасению.
Впервые основные положения анархизма были выдвинуты вскоре после Английской революции 17 в. Дж.Уинстэнли. В памфлете «Истина, торжествующая над злословием» (1649; русский перевод 1950) он писал, что власть развращает людей, собственность и свобода несовместимы, и только в обществе без собственности и политической власти человек может быть вполне счастлив, действуя по велениям совести, а не внешнего закона. Уинстэнли был одновременно и родоначальником движения анархизма. Утверждая, что только в результате собственной деятельности людей может быть положен конец несправедливому миропорядку, он в 1649 возглавил группу своих последователей, получивших прозвище «диггеров» («копателей»); они создали коммунистическую общину на захваченных ими пустошах в южной Англии. Движение вскоре потерпело неудачу в результате противодействия соседних землевладельцев, однако идеи Уинстэнли были усвоены некоторыми течениями английского протестантизма и позднее нашли свое наиболее яркое выражение в книге У. Годвина «Исследование о политической справедливости» (1793; рус. пер. 1958), заложившей основы современной традиции анархизма. Годвин не только выдвинул классический аргумент анархизма, состоящий в том, что власть противоречит человеческой природе, а общественное зло существует, поскольку люди лишены возможности свободно действовать в соответствии с разумом, но он также представил модель децентрализованного общества, основной ячейкой которого являются небольшие автономные общины (приходы). Эти общины обходятся без демократических политических процедур, поскольку даже правление большинства считается формой тирании, а делегирование полномочий при представительном правлении приводит к отчуждению индивида. Годвин также отрицал собственность как источник власти. Согласно ему, промышленное развитие и технический прогресс приведут к сокращению продолжительности рабочего времени до получаса в день, что облегчит переход к обществу без власти. Годвин оказал значительное влияние на таких поэтов и мыслителей, как П. Б. Шелли, У.Вордсворт и Роберт Оуэн. Значительное влияние на формирование доктрины анархизма оказали идеи немецкого философа М. Штирнера. Основываясь на субъективной трактовке учения Гегеля, в своей книге «Единственный и его достояние» (1845; русский перевод 1906) он разработал индивидуалистический вариант анархизма. Штирнер считал все социальные институты (государство, право, собственность и т. п.) результатом отчуждения индивидуального сознания и утверждал, что в реальности не существует никаких необходимых связей индивидов в обществе, а потому индивидуум не должен признавать никакие социальные установления обязательными для себя. Идеальное же состояние человека — это состояние свободы, не ограниченной никакими социальными рамками.

Анархизм в 19 веке был распространен во Франции, в Италии, в Испании. При работе Первого Интернационала анархисты разошлись с коммунистами, которые отрицали взгляды Прудона. После теории анархистов были подвергнуты серьезной критике со стороны Маркса и Энгельса, поскольку по их мнению отказ анархистов от завоевания политической власти пролетариатом служит подчинению рабочего класса буржуазии. После 1917 года анархизм сначала стал «третьей силой» гражданской войны, а потом его назвали контрреволюционным течением.

Анархизм пользовался значительным влиянием в Испании в 30-х гг. двадцатого века. После Второй Мировой войны идеи коммунистического анархизма Кропоткина получили распространение в Восточной Азии, Латинской Америке. Анархистские настроения присущи молодежным движениям капиталистических стран.

Развитие анархизма в России в начале XX века

Первые анархистские группы в России возникли весной 1903 г., а уже к концу 1903 г. функционировало 12 организаций в 11 городах страны. Вскоре выделились три центра анархистского движения — Белосток, Екатеринослав и Одесса. Значительную поддержку российскому анархизму оказывали анархисты-эмигранты, создавшие к 1904 г. крупные издательские центры, печатавшие и распространявшие анархистскую литературу как за границей, так и в России.
Развитие теории российского анархизма тесно связано с именами М. А. Бакунина, князя П. А. Кропоткина. Бакунин стал автором концепции насильственного революционного переустройства мира; Кропоткин обосновал теорию анархо-коммунизма (безгосударственного коммунизма), основанную на идее полного равенства, взаимопомощи и солидарности всех людей. Оказавшись в 1876 г. за границей после своего побега из тюрьмы, Петр Алексеевич Кропоткин стал главным идеологом и вдохновителем российских анархистов.
Основными направлениями анархизма в России в годы первой русской революции стали: анархо-коммунизм, анархо-синдикализм, анархо-индивидуализм. Каждое направление имело свои печатные органы, регионы действий; внутри каждого направления имелись мелкие фракции.
Целью анархистов-коммунистов (“хлебовольцев” — по названию их печатного органа “Хлеб и воля”) была “социальная революция” — полное уничтожение капитализма и государства и замена их анархическим коммунизмом. Главными способами борьбы они считали восстание и террористические акты. Анархический коммунизм, по~Кропоткину, представлял собой союз или федерацию вольных общин, объединенных свободным договором, где личность получит неограниченные возможности для своего развития. Анархо-коммунисты выступали за экспроприацию всего, что служило эксплуатации, за передачу земли во владение общины.
Анархо-синдикалисты (главные идеологи и руководители Я. И. Кирилловский, Б. Н. Кричевский, В. А. Поссе) основной целью своей деятельности считали полное освобождение труда от всех форм эксплуатации и власти, создание свободных профессиональных объединений трудящихся как высшей формы их организации.
Анархо-индивидуалисты (А. А. Боровой, Н. Бронский и др.) выступали за абсолютную свободу личности как отправную точку и конечную цель анархизма.
Социальную основу анархистского движения в целом составляли преимущественно кустари, ремесленники, торговцы, крестьяне, часть интеллигенции, незначительная часть рабочих, а также деклассированные элементы. В целом движение было крайне неоднородным и аморфным. Но в практической деятельности сторонники анархии проявляли единодушие и в борьбе за свои идеи отдавали предпочтение террору и грабежам.
В годы революции 1905—1907 гг. анархисты сотрудничали с другими партиями, принимали участие в вооруженных восстаниях. После поражения революции численность анархистских организаций существенно уменьшилась первая мировая война привела к идейному расколу внутри движения.


 

 

Что такое анархия? :: Сведения об организации :: МАО: цели и методы

Как вступить в ряды МАО? :: Гостевая книга

 ::[МАО]:: Молодёжная Анархистская Организация  ::[МАО]::
Яндекс цитирования
CopyRight © 2003 | Jonny Design | Design and programming by Jonny
Hosted by uCoz