|
История
анархизма
АНАРХИЗМ
(от греч. anarchia — безначалие, безвластие) - мелкобуржуазное
общественно-политические и социально-экономические учения, враждебно
относящиеся ко всякой власти и государству, противопоставляющие
интересы мелкой частной собственности и мелкое крестьянство
прогрессу общество, основанному на крупном производстве. Философской
основой анархизма являются индивидуализм, субъективизм, волюнтаризм.
Возникновение Анархизма связано с именами Штирнера (Шмидта),
Прудона, Бакунина и Кропоткина. Анархисты требуют немедленного
уничтожения государства, не признают возможности его использования
для подготовки к революции. Анархистское учение отрицает необходимость
государственной власти и политической организации общества,
а также общественные движения, провозглашающие своей целью освобождение
человека от всех видов политического, экономического и духовного
принуждения. Анархизм во всех вариантах обязательно включает:
1) полное отрицание существующего общественного строя, основанного
на политической власти; 2) представление об идеальном общественном
устройстве, исключающем принуждение; 3) определенный (преимущественно
революционный) способ перехода от первого состояния ко второму.
Идейная традиция отрицания политической власти восходит к античности.
Элементы анархизма обнаруживаются уже у стоиков и киников, а
позднее в учениях средневековой секты катаров и некоторых течений
анабаптистов в период Реформации. Однако для всех этих учений
отрицание политической власти — лишь один из аспектов достижения
человечеством духовного совершенства и часть пути к личному
спасению.
Впервые основные положения анархизма были выдвинуты вскоре после
Английской революции 17 в. Дж.Уинстэнли. В памфлете «Истина,
торжествующая над злословием» (1649; русский перевод 1950) он
писал, что власть развращает людей, собственность и свобода
несовместимы, и только в обществе без собственности и политической
власти человек может быть вполне счастлив, действуя по велениям
совести, а не внешнего закона. Уинстэнли был одновременно и
родоначальником движения анархизма. Утверждая, что только в
результате собственной деятельности людей может быть положен
конец несправедливому миропорядку, он в 1649 возглавил группу
своих последователей, получивших прозвище «диггеров» («копателей»);
они создали коммунистическую общину на захваченных ими пустошах
в южной Англии. Движение вскоре потерпело неудачу в результате
противодействия соседних землевладельцев, однако идеи Уинстэнли
были усвоены некоторыми течениями английского протестантизма
и позднее нашли свое наиболее яркое выражение в книге У. Годвина
«Исследование о политической справедливости» (1793; рус. пер.
1958), заложившей основы современной традиции анархизма. Годвин
не только выдвинул классический аргумент анархизма, состоящий
в том, что власть противоречит человеческой природе, а общественное
зло существует, поскольку люди лишены возможности свободно действовать
в соответствии с разумом, но он также представил модель децентрализованного
общества, основной ячейкой которого являются небольшие автономные
общины (приходы). Эти общины обходятся без демократических политических
процедур, поскольку даже правление большинства считается формой
тирании, а делегирование полномочий при представительном правлении
приводит к отчуждению индивида. Годвин также отрицал собственность
как источник власти. Согласно ему, промышленное развитие и технический
прогресс приведут к сокращению продолжительности рабочего времени
до получаса в день, что облегчит переход к обществу без власти.
Годвин оказал значительное влияние на таких поэтов и мыслителей,
как П. Б. Шелли, У.Вордсворт и Роберт Оуэн. Значительное влияние
на формирование доктрины анархизма оказали идеи немецкого философа
М. Штирнера. Основываясь на субъективной трактовке учения Гегеля,
в своей книге «Единственный и его достояние» (1845; русский
перевод 1906) он разработал индивидуалистический вариант анархизма.
Штирнер считал все социальные институты (государство, право,
собственность и т. п.) результатом отчуждения индивидуального
сознания и утверждал, что в реальности не существует никаких
необходимых связей индивидов в обществе, а потому индивидуум
не должен признавать никакие социальные установления обязательными
для себя. Идеальное же состояние человека — это состояние свободы,
не ограниченной никакими социальными рамками.
Анархизм
в 19 веке был распространен во Франции, в Италии, в Испании.
При работе Первого Интернационала анархисты разошлись с коммунистами,
которые отрицали взгляды Прудона. После теории анархистов были
подвергнуты серьезной критике со стороны Маркса и Энгельса,
поскольку по их мнению отказ анархистов от завоевания политической
власти пролетариатом служит подчинению рабочего класса буржуазии.
После 1917 года анархизм сначала стал «третьей силой» гражданской
войны, а потом его назвали контрреволюционным течением.
Анархизм
пользовался значительным влиянием в Испании в 30-х гг. двадцатого
века. После Второй Мировой войны идеи коммунистического анархизма
Кропоткина получили распространение в Восточной Азии, Латинской
Америке. Анархистские настроения присущи молодежным движениям
капиталистических стран.
Развитие
анархизма в России в начале XX века
Первые
анархистские группы в России возникли весной 1903 г., а уже
к концу 1903 г. функционировало 12 организаций в 11 городах
страны. Вскоре выделились три центра анархистского движения
— Белосток, Екатеринослав и Одесса. Значительную поддержку российскому
анархизму оказывали анархисты-эмигранты, создавшие к 1904 г.
крупные издательские центры, печатавшие и распространявшие анархистскую
литературу как за границей, так и в России.
Развитие теории российского анархизма тесно связано с именами
М. А. Бакунина, князя П. А. Кропоткина. Бакунин стал автором
концепции насильственного революционного переустройства мира;
Кропоткин обосновал теорию анархо-коммунизма (безгосударственного
коммунизма), основанную на идее полного равенства, взаимопомощи
и солидарности всех людей. Оказавшись в 1876 г. за границей
после своего побега из тюрьмы, Петр Алексеевич Кропоткин стал
главным идеологом и вдохновителем российских анархистов.
Основными направлениями анархизма в России в годы первой русской
революции стали: анархо-коммунизм, анархо-синдикализм, анархо-индивидуализм.
Каждое направление имело свои печатные органы, регионы действий;
внутри каждого направления имелись мелкие фракции.
Целью анархистов-коммунистов (“хлебовольцев” — по названию их
печатного органа “Хлеб и воля”) была “социальная революция”
— полное уничтожение капитализма и государства и замена их анархическим
коммунизмом. Главными способами борьбы они считали восстание
и террористические акты. Анархический коммунизм, по~Кропоткину,
представлял собой союз или федерацию вольных общин, объединенных
свободным договором, где личность получит неограниченные возможности
для своего развития. Анархо-коммунисты выступали за экспроприацию
всего, что служило эксплуатации, за передачу земли во владение
общины.
Анархо-синдикалисты (главные идеологи и руководители Я. И. Кирилловский,
Б. Н. Кричевский, В. А. Поссе) основной целью своей деятельности
считали полное освобождение труда от всех форм эксплуатации
и власти, создание свободных профессиональных объединений трудящихся
как высшей формы их организации.
Анархо-индивидуалисты (А. А. Боровой, Н. Бронский и др.) выступали
за абсолютную свободу личности как отправную точку и конечную
цель анархизма.
Социальную основу анархистского движения в целом составляли
преимущественно кустари, ремесленники, торговцы, крестьяне,
часть интеллигенции, незначительная часть рабочих, а также деклассированные
элементы. В целом движение было крайне неоднородным и аморфным.
Но в практической деятельности сторонники анархии проявляли
единодушие и в борьбе за свои идеи отдавали предпочтение террору
и грабежам.
В годы революции 1905—1907 гг. анархисты сотрудничали с другими
партиями, принимали участие в вооруженных восстаниях. После
поражения революции численность анархистских организаций существенно
уменьшилась первая мировая война привела к идейному расколу
внутри движения.
|
|